Открытие долгожданного судоходного сезона началось с конференции в ресторане «Пароходъ» на территории Международного московского яхтенного порта. За зиму произошло немало изменений в законодательстве. Их юридические нюансы раскрыли приглашенные представители государственных структур.
Московская кругосветка вместо 7 и 8 шлюзов
С этого года изменились правила прохождения шлюзов маломерными судами. Сейчас нет необходимости идти в ФГБУ «Канал имени Москвы» с полным пакетом документов. По правилам шлюзования достаточно подать заявку по телефону за полтора часа.
Процедура действовала уже в прошлом году, но процесс прохождения быстрее от этого не стал. Переход с 1 по 6 шлюз занимал почти целые сутки — с утра и до раннего утра. По правилам запускают сначала пассажирские, потом грузовые и в последнюю очередь — маломерные суда.
В московском бассейне принимают круглосуточно, но лучшим временем для прохождения шлюзов маломерами так и остается 7 утра.
«В Минтрансе находится проект перехода на дневное время», — пояснил Владимир Штурмин, первый заместитель руководителя ФГБУ «Канала имени Москвы».
Самый горячий вопрос — про 7 и 8 шлюзы — пока остается без конкретики. Обещание запустить шлюзы в работу в июне на конференции прозвучало, но с сильной неуверенностью в голосе. А пока желающим перегнать яхту с севера на юг Москвы предлагается осуществить «Московскую кругосветку».
ПРОТЯЖЕННОСТЬ ТАКОГО ПЕРЕХОДА БОЛЕЕ 1800 КМ.
Плюс существуют некоторые препятствия. Рыбинское водохранилище, например, не каждый класс судов осилит самостоятельно. Высота волны на искусственном озере достигает 2–2,5 метров, а волнение возникает очень быстро. 22 лодки, которым в начале сезона уже необходимо попасть на юг Москвы, запланировали совместный переход. Страховать на опасных участках их будет специальное сопровождение.
В ближайшие несколько лет московские шлюзы отреставрируют — на это выделено около 20 млрд рублей до 2024 года — но закрывать в связи с реставрацией другие шлюзы планов пока нет.
Нарушений меньше, а штрафов больше?
Было отмечено, что в сравнении с 20-летней давностью осознанность и грамотность у судовладельцев повысилась. Появилось понимание, что вода ошибок не прощает, на что, без сомнения, повлияли расширенные полномочия сотрудников ГИМС.
Управление судном без прав обойдется в 10–15 тысяч рублей.
Пока все в ожидании решения по законопроекту, лучше повторить новые правила плавания судов по внутренним водным путям, вступившие в силу 19 января 2018 года.
«У вас доку́ментов нету», или Когда не считается копия
ГИМС на конференции представлял старший государственный инспектор по Московской области Сергей Зотов. Владельцам баз-стоянок он рекомендовал обратить внимание на наличие оригинала судового билета у клиентов.
«Встречается практика, когда владелец снимает судно с регистрационного учета и предъявляет для оформления стоянки заверенную копию. А потом в клуб приходит проверка», — пояснил Сергей Юрьевич.
Шкиперам быть внимательными, принимая в управление чужую яхту. Доверенность на управление должна быть нотариальная. Рукописная доверенность, или, тем более, ее полное отсутствие, инспектора при проверке может не устроить. Доверенность, заверенная третьим лицом, например, яхт-клубом, не принимается.
На практике в 2018 году в Московском бассейне относились лояльно к наличию рукописной доверенности. Однако во избежание потери времени лучше иметь на борту нотариально заверенный документ с указанным перечнем допустимых действий.
«Копия судового билета также должна быть заверена либо у нотариуса, либо подразделением ГИМС. Конкретно тем подразделением, где было зарегистрировано судно», — пояснил Сергей Зотов.
Отмена пошлин на ввоз иностранных яхт: некоторые тонкости
Главная новость этой зимы стала еще одним новогодним подарком. Про отмену залоговой стоимости на временно ввозимые суда иностранного флага рассказал Михаил Кулик, юрист международного права.
Раньше при заходе иностранного судна на территорию РФ требовалось оплатить обеспечительный платеж. Его размер примерно соответствовал сумме таможенной пошлины на судно. В случае, если лодка оставалась на территории РФ, сумма превращалась в пошлину и оставалась у государства.
Конечно, мало кто горел желанием расстаться на долгое время с суммой практически в половину стоимости яхты. И это сильно сокращало число посещений нашей страны судами под иностранным флагом.
С 30 января 2019 года эта процедура упразднена. Речь идет о судах под флагом. Судно без флага считается товаром, ввозимым для реализации.
Управлять судном может иностранец (декларант) по доверенности. Если за штурвалом стоит гражданин России, стоит учитывать некоторые тонкости.
Свою собственность гражданин РФ ввезти не может. Только чужое судно на основании чартерного договора.
ГЛАВНОЕ ПРИ ЭТОМ ПОМНИТЬ, ЧТО РОССИЯНИН УПРАВЛЯТЬ СУДНОМ ИМЕЕТ ПРАВО ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ УДОСТОВЕРЕНИЯ ГИМС.
Придется либо заранее обзавестись голубой корочкой, либо пригласить местного капитана для управления яхтой на территории РФ.
Водопользование по аукциону и без
На сегодняшний день предоставление водных объектов в пользование осуществляется по итогам аукциона или по решению контролирующих органов с подписанием соответствующего договора.
Без аукциона получить по договору водный объект в пользование имеет право льготная категория граждан. Также без аукциона водные объекты по договору доступны для организации пляжа, физкультурно-спортивной, оздоровительной деятельности, санаторных и транспортных целей, функционирования причальных сооружений. Заключение договора без аукциона обязывает иметь в собственности прилегающий земельный участок, тогда как для участников аукциона наличие земельного участка не обязательно.
«Стоит также не забывать статью 6-ю водного кодекса и осуществлять беспрепятственный доступ граждан к водным объектам общего пользования», — подчеркнул Терещенко.
Впрочем, практика показывает, что наличие хорошего юриста и знание кодексов РФ решает этот нюанс при необходимости.
Кто и как теперь ведёт учёт понтонам
С недавнего времени изменена процедура регистрации плавучих объектов. Если раньше понтоны регистрировали в ГИМС, то теперь эта процедура находится в юрисдикции «Канала имени Москвы». Для оформления объекта необходимо после снятия с учета в ГИМС получить свидетельство о его соответствии требованиям Российского речного регистра. И после этого обратиться с пакетом документов в отдел регистрации «Канала имени Москвы» для постановки на учет плавучего объекта.