Когда солнце опускается за горизонт, а вода темнеет, знакомое окружение и ориентиры исчезают. Их место занимают огни различной интенсивности и значения. Ночная навигация – сложная задача. Низкие скорости, зоркий взгляд и меры предосторожности становятся гораздо более важными в ночное время. Прожекторы, картплоттеры, радары, приборы тепловизионные, GPS и ночного видения повышают безопасность передвижения. Но ничто не заменяет человеческий компонент при катании ночью.
Правила ночной навигации
Независимо от того, каким высокотехнологичным навигационным оборудованием снабжено ваше судно, первым правилом ночной прогулки на катере является снижение скорости. Находящиеся в воде объекты часто невидимы до тех пор, пока они не окажутся очень близко. Такое столкновение может привести к серьезному повреждению судна или даже травме. На высокой скорости способность быстро маневрировать вокруг этих объектов или других судов резко снижается.
Судовладельцы должны знать требования к навигационным (ходовым) огням своего судна. Закон требует, чтобы на судах любого размера, включая гребные лодки или шлюпки, использовался минимум один навигационный огонь или комбинация красных, зеленых, белых или желтых огней, которые указывают длину судна, а также назначение и направление движения.
Ниже мы перечислили три золотых правила ночной навигации:
- Навигационные огни должны быть включены во время движения судна между закатом и восходом солнца и в периоды ограниченной видимости: дождь, туман и т.д.;
- Лодкам запрещено буксировать лыжников в темное время суток;
- В темное время суток свет в каюте и кабине следует приглушить, чтобы он не помешал разглядеть ваши навигационные огни.
Визуальное наблюдение
Ни один прибор на борту судна не сравнится с точностью человеческого глаза. Визуальное наблюдение за окружающей обстановкой, особенно в ночное время, является очень сложной задачей. Вы сможете избежать множества столкновений и неприятностей, если у вас будет надежный наблюдатель. Если пассажиры хотят выступать в роли наблюдателей, воспользуйтесь их глазами. И ушами – звук очень хорошо распространяется на воде. Чтобы предотвратить скуку и повысить эффективность, периодически меняйте смотровых местами.
Общие советы
Подготовка, практика и опыт являются ключевыми факторами безопасной ночной навигации. Хотя они и не являются исчерпывающими, ниже приведены некоторые советы, которые помогут вам во время ночной прогулки:
- Практикуйтесь в ночном катании на лодке, выходя в будние дни, когда людей вокруг не так много. Также вы можете заручиться помощью человека с большим опытом ночной навигации, который научит вас ее премудростям и хитростям;
- Проверьте навигационные огни на исправность. Убедитесь, что красные и зеленые линзы находятся на правильных сторонах. Имейте в наличии запасные лампы и предохранители для них;
- Также имейте под рукой спасательное снаряжение (персональный радиобуй, бинокль, фонари);
- Убедитесь, что на борту есть необходимые звуковые устройства и вспышки, а у сигнальных факелов не истек срок годности;
- Поворотные или ручные прожекторы могут сбить с толку других капитанов или повлиять на видимость приближающихся объектов. Никогда не направляйте прожекторы на руль, мостик, кабину или на центральную консоль других судов;
- Устраните отвлекающие факторы (стереосистемы, компьютерные игры, телевизоры и т. д.), также сведите к минимуму беседы с пассажирами во время наблюдения.
Самый простой способ избежать опасности во время ночного рейса – использовать обратный курс судна. Для этого требуется совсем немного практики и простая математика: отметьте направление компаса от домашнего порта до пункта назначения. На обратном пути установите обратный (противоположный) курс, который можно легко определить, сложив или вычтя 180 градусов из исходящего курса. Если исходящий курс менее 180 градусов, добавьте 180; если больше 180, найди разницу.
Как плохое освещение влияет на навигацию
Капитан ночного плавания должен уметь различать красный и зеленый цвета и обладать хорошим зрением: видеть препятствия, огни судна и навигационные средства даже в не идеальных или неблагоприятных условиях.
В условиях низкой освещенности человеческие глаза не различают большинства цветов и могут отделять только объекты, которые являются более светлыми или темными по сравнению с фоном. Также в темноте теряется восприятие глубины. В среднем человеческому глазу требуется до 60 минут, чтобы приспособиться к темноте после яркого освещения. Ночью окружающий свет отражается от воды или тумана и может слепить или сбивать с толку, поэтому навигационные огни других лодок может быть трудно отличить от береговых огней.
Заключение
Независимо от того, какое высокотехнологичное навигационное оборудование находится на борту, первое правило катания на лодке ночью – замедление скорости. Знание навигационных огней и правил их использования, конфигурации судовых огней и мигающих характеристик огней, прикрепленных к навигационным средствам, поможет судну безопасно перемещаться даже самой темной ночью.