Существует множество вопросов безопасности, связанных с лодкой. Однако наиболее опасным и неизбежным является ситуация, при которой молния может попасть в судно. Даже благополучно пришвартованные суда подвержены разрушительному воздействию молнии и значительному ущербу, который она может причинить корпусам, доковому оборудованию и электронике.
Ученые подсчитали, что напряжение одного разряда молнии может составлять более 30 миллионов вольт. Этому огромному количеству энергии просто необходимо куда-то уходить после удара! Поэтому даже самая совершенная система молниезащиты не может гарантировать, что молния не ударит в ваше судно или не нанесет ему ущерб. Информация и советы, которые мы привели ниже, дадут базовые знания о том, что такое молния, как избежать ее удара в катер и что делать, если это все же случилось.
Что происходит при ударе молнии в судно
Молния – это энергия, образованная разницей между положительными и отрицательными электрическими зарядами. Когда электрический потенциал становится больше, чем сопротивление воздуха, происходит разряд, который попадает в землю, воду или другие объекты. Всем известно, что молния чаще всего бьет в самые высокие объекты, на этом принципе и основан громоотвод. Если же говорить о воде, то катер представляет собой идеальную цель.
Когда молния попадает в лодку, она ищет путь наименьшего сопротивления, рассеивая свою энергию в воде. Если же удар пришелся в парусник, энергия, как правило, движется по мачте, в большинстве случаев поражая все, что к ней прикреплено: паруса, антенны, судовой такелаж и т.д. В случае с моторными катерами удар чаще всего приходится на УКВ антенну, в верхнюю часть бимини или руль. В этом случае повреждается не только корпус, но и вся электроника на судне.
Глубина повреждений часто не сразу видна на судах. При выходе из лодки молния может уходить через фитинг, проходящий через корпус, или через сам корпус. Даже если удар не повредил фитинг, небольшая постепенная утечка в корпусе может остаться незамеченной и потопить судно через несколько часов или даже дней после шторма. На лодке с эффективной системой молниезащиты удар идет по пути наименьшего сопротивления и направляется на киль или заземляющую плиту.
Системы молниезащиты для лодок
Лучший способ защититься от удара молнии – установить систему молниезащиты, которая помогает проводить электрический заряд к воде, не причиняя вреда пассажирам, судну или оборудованию. Система не предотвращает сам удар, она просто помогает перенаправить энергию. Типичная компоновка такой системы включает в себя громоотвод, установленный на самую высокую точку на судне, проводники, которые передают электрический заряд от стержня, и заземляющую пластину на внутренней части корпуса, которая соединена с проводниками. Установка системы может быть сложной, поэтому чтобы обеспечить максимальную защиту судну, обратитесь к профессионалам. Некоторые умельцы, чтобы отразить или перенаправить удар молнии, прикрепляют к мачте короткие куски проволоки среднего диаметра, создавая из них “усы”. Эффективность подобного метода не была доказана, это не предотвратит удар молнии.
Погодные подсказки
Наиболее эффективный подход, позволяющий избежать ударов молнии, состоит в том, чтобы не отправляться в плавание при плохой погоде или грозовом предупреждении. Перед отплытием обязательно проверьте местный прогноз погоды, так как летом в жару штормовая активность наиболее высока. Чаще всего грозы случаются во второй половине дня.
Неплохой подсказкой является и форма облаков. Облака в форме наковальни с плоским дном, а также большие четко очерченные темные облака – признак скорой грозы.
Рекомендуем: Предсказание погоды по облакам: шпаргалка для капитана
Если вам все же не удалось избежать грозы на воде, помните, что первоочередной задачей является спасение пассажиров. Какой бы дорогой ни была яхта или катер, жизнь человека – бесценна. Постарайтесь как можно скорее добраться в ближайшую безопасную гавань или пристань.
Необходимо закрыть все люки, закрепить оборудование и сбросить грот (на паруснике). Пассажиров разместите как можно ближе к центральной линии в средней точке судна. Если судно без каюты, то рассадите их прямо на палубе. Раздайте дождевики и спасательные жилеты. Проинструктируйте их об опасности контакта с металлическим оборудованием, арматурой, приборами и электроникой.
Отключите все электрические приборы и электронное оборудование. По возможности опустите антенны радио или GPS, которые не являются частью системы наземной защиты лодки.
Что делать после удара молнии
Если удара молнии удалось избежать – хорошо. Если нет, используйте следующий алгоритм действий:
- Проверьте пассажиров на наличие травм и ожогов;
- Осмотрите мачту и навесное оборудование на наличие повреждений, устраните их по возможности;
- Убедитесь, что трюм и другие отсеки ниже ватерлинии водонепроницаемы, а корпус над ватерлинией не имеет отверстий;
- Проверьте электрическую панель на наличие перегоревших предохранителей;
- Проверьте компас – если он сильно качается или указывает явно отличающийся курс от фактического курса судна, следует использовать ручной компас;
- После подтверждения и документирования любого повреждения от удара молнии, свяжитесь со страховой компанией.
Важное примечание: современная морская электроника контролирует практически все функции судна, включая двигатели, навигацию и связь. Если молния разрушает электронику или влияет на способность судна двигаться, вы все равно должен иметь возможность сигнализировать о бедствии. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы на судне всегда были неэлектронные аварийные сигналы: сигнальные ракеты, оранжевый сигнал бедствия, воздушный гудок и соответствующее снаряжение.