Подвесной мотор – отличный выбор для многих видов лодок. Однако при его выборе возникает множество вопросов. Двухтактный или четырехтактный? Какая оптимальная мощность? Какой винт лучше? Эксперты журнала iboat ответили на основные вопросы, возникающие при выбор подвесного мотора. Мы же собрали воедино всю информацию и предлагаем ознакомиться с ней в нашей статье.
1.Всегда ли четырехтактный мотор лучше двухтактного?
Вопрос очень странный. Вы же не пытаетесь выяснить, что лучше: Форд или Шевроле, бумага или пластик – это абсолютно разные вещи. Также и с моторами. Но если вы верите всему, что говорят вокруг, то вы скорее всего, выберете четырехтактный. Но если вы копнете глубже, то поймете, что однозначного ответа на этот вопрос не существует.
Во-первых, существенные технические различия. Четырехтактные подвесные моторы сжигают топливо прямо в цилиндрах, а масло циркулирует в отдельной системе, поэтому они не смешиваются друг с другом, если нет пробоин. Двухтактные двигатели, напротив, работают на смеси топлива и масла.
Во-вторых, традиционные двухтактные двигатели позволяют минимизировать потери топлива, так как оно подается в цилиндр в определенный промежуток временем, в то время как поршень перекрывает выпускной клапан. В четырехтактных двигателях, благодаря четырем поршневым ходам за цикл, )впрыск топлива и выпуск отработанных газов происходит в разное время.
Вывод:
• Двухтактные двигатели, оборудованные системой непосредственного впрыска топлива (СНВТ) легче, чем четырехтактные, при одинаковой мощности;
• 4-тактнык двигатели в разы тише двухтактных;
• 2-тактные двигатели обычно обеспечивают более высокую мощность и быстрый разгон на старте.
2. Два мотора на борту лучше одного?
Некоторые рыбаки, промышляющие далеко от берега, используют два и даже три двигателя на борту своего катера. В большинстве случаев такие меры обусловлены дополнительной безопасностью на случай, если один из них выйдет из строя.
Спешим уверить, что такое маловероятное событие вряд ли произойдет с вами (при условии регулярного осмотра и ремонта двигателя). Но если вы все же решите установить на борту своего судна два двигателя, готовитесь отдать за это кругленькую сумму. К тому же два мотора означают две приборных доски, что будет весьма неудобно при управлении.
Вывод:
• Второй двигатель действительно может выручить вас в случае выхода из строй основного мотора. Однако они должны быть действительно автономными, включая источники топлива и энергии;
• Два двигателя дадут больше мощности только в том случае, если она превысит суммарную мощность обоих двигателей.
3. Всегда ли высокооктановое топливо лучше?
Когда в продаже появились двигатели с высокой степенью сжатия, повышенное давление в их цилиндрах иногда приводило к тому, что топливо воспламенялось слишком рано. Эта преждевременная детонация вызвала повреждения двигателя.
Решение нашлось быстро: к топливу добавляли специальные присадки, которые отодвигали время детонации до тех пор, пока поршень не был готов принято на себя эту энергию. Это защищало двигатель от повреждений и позволяло эффективно использовать это самое сжатие. По логике, чем выше октановое число, тем сильнее можно сжать топливо.
Звучит заманчиво, но в большинстве случаев высокооктановое топливо (92-93 октана) является пустой тратой денег для большинства подвесных моторов, так как в основном они рассчитаны на работу с топливом, октановое число которого составляет 87.
Выводы:
• Только высокопроизводительные двигатели нуждаются в высокооктановом топливе;
• Высокооктановое топливо в двигателях, предназначенных для низкооктанового топлива, увеличивает не производительность мотора, а счет за заправку;
• В некоторых случаях автопроизводители могут назначать среднеоктановоетопливо, обычно с числом 89.
4. Всегда ли максимально допустимый по мощности мотор лучше?
Раньше при покупке новых лодок будущее судовладельцы скептически относились к комплектному предустановленному мотору. Дилеры, зная это, пользовались моментом и убеждали таких сомневающихся клиентов приобрести еще один мотор – более мощный.
Сегодня дела обстоят гораздо лучше: на рынке одна и та же модель представлена с моторами разных мощностей. Поэтому каждый может выбрать то, что угодно его душе.
Самый худший вариант, который можно придумать – урезать мощность двигателя. Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют использовать максимально мощный мотор на вашем судне.
Выводы:
• При выборе мощности мотора действует правило “чем больше, тем лучше”. Однако при покупке лодки или катера проведите небольшой тест-драйв с моторами разной мощности. Возможно, понравившейся вам модели подойдет именно маломощный двигатель;
• В открытом море и в тяжелых условиях вам понадобится вся мощность, которую только можно подвесить на ваш транец.
5. Как быть с винтом?
Скорее всего, изготовитель мотора или продавец оснастил его среднестатистическим винтом: не сильно хорошим, но и не таким уж плохим. И вам очень сильно повезет, если этот выбор удовлетворит ваши потребности. Почему выбор винта так важен? Объясним немного ниже.
Основными характеристиками винта является его диаметр и шаг. Если с диаметром все понятно еще со школы, то что такое шаг винта? Это — теоретическое расстояние, которое пройдет винт за один оборот, если будет вращаться в твердом теле без проскальзывания.
Отделившись от самой опоры на минуту, подумайте, что производители двигателей оценивают мощность своего продукта на определенном обороте, устанавливая диапазоны оборотов для работы верхнего уровня. Это может поразить только верхний кронштейн, если он задействует правый винт. Если опора позволяет двигателю перегреться, может произойти износ и трение. Если пропеллер удерживает двигатель от достижения этого основного диапазона, он получает низкий пробег, и вы рискуете другим повреждением. Вы можете защитить свой мотор и улучшить его производительность, выбрав правильный шаг. Поэтому чтобы обезопасить свой мотор и себя, позаботьтесь о его работе подбором правильного шага винта
Выводы:
• Состояние винта важно учитывать также, как его тип. Поврежденный винт может разрушить двигатель из-за разбалансировки;
• Винты из нержавеющей стали служат дольше и они в пять раз прочнее алюминиевых. Однако последние дешевле и могут послужить слабым звеном для предотвращения разрушения всей подводной части (например, алюминиевый винт может срезать, тогда как с винтом из нержавеющей стали сорвало бы вал);
• Четырехлопастные винты имеют преимущество над трехлопастными в режиме глиссирования, на средней и малой скорости.
6. Могут ли подвесные моторы обойтись без обслуживания?
Подвесные моторы нуждаются в минимальном обслуживании, однако это нужно делать регулярно, своевременно и качественно. Вы можете испортить двигатель, забыв о необходимости охлаждать его, игнорируя проблемы с топливом, засоряя его и т.д. Инструкции для владельцев мало кто читает подробно, а зря. Вот основные моменты, на которые стоит обратить при обслуживании подвесного двигателя:
• Полностью заполняйте топливный бак, если двигатель не используется – это меньшит вероятность образования конденсата;
• Добавляйте стабилизатор топлива каждый раз, когда вы добавляете топливо. Сейчас это важно для топлив с этанолом.
• Осмотрите опору при каждой возможности. Дин может вызвать болтовню на крейсерских скоростях, но крошечный может остаться незамеченным – и все равно наносить урон.
• Посмотрите на фитинги и шланги; холодная вода должна проходить через двигатель, чтобы она не горела.