Трюмная вентиляция является наиболее важным источником вентиляции для катеров и яхт с бензиновыми двигателями. Трюмные воздуховоды удаляют горючие пары из закрытого помещения трюма, накопление которых может привести к взрыву судна и серьезным травмам пассажиров. Понимание конфигурации системы вентиляции судна и того, как она работает, жизненно важно для безопасной эксплуатации лодки. Судовладельцы должны предпринять целенаправленные шаги, чтобы убедиться, что трюмная вентиляция работает хорошо. Также следует проводить регулярное техническое обслуживание воздуховодов. В этой статье мы расскажем о трюмной вентиляции и дадим советы о том, как поддерживать трюмный воздуховод в отличном состоянии.
Что такое трюм
Трюм – внутренняя часть корпуса, которая находится в самом низу судна. Именно тут чаще всего накапливаются вредные и опасные испарения. Общая системы вентиляции удаляет горючие пары топлива из трюмного и моторного отсеков путем циркуляции свежего воздуха. Воздуховод перемещает воздух двумя способами:
- круглая замкнутая конфигурация;
- встроенная конструкция с использованием небольшого вентилятора.
Конструкции не только защищены от коррозии, но и устроены так, чтобы предотвратить возникновение искр или открытого пламени. Размер воздуховода зависит от объема моторного отсека и определяется тем, сколько воздуха он перемещает в минуту.
Система механической вентиляции требуется на всех закрытых типах лодок, катеров и яхт с бензиновым двигателем и моторным отсеком под палубой. Поскольку система воздуховода находится в основном под палубой и находится вне поля зрения, ее работа до запуска двигателя часто упускается из виду. Очень часто именно это приводит к тому, что даже явные неисправности остаются незамеченными.
Требования к вентиляционной системе
Согласно технике безопасности все прогулочные катера, которые используют внутренние двигатели для выработки электроэнергии, механической энергии или тяги, должны быть оснащены принудительной вентиляционной системой. Также это правило касается судов с установленными грилями или печами, работающими на пропане, поскольку пропан тяжелее воздуха и может накапливаться в пространствах под палубой. Для подстраховки установите в трюме детектор дыма или газ.
Воздуходув в трюме должен работать некоторое время после запуска двигателя, а также во время заправки, чтобы предотвратить скопление дизельных и бензиновых паров.
Замену или ремонт оборудования системы вентиляции лучше всего доверить сертифицированным специалистам. Однако если вы руководствуетесь подходом «сделай сам», крайне важно использовать только качественные расходники: воздуходув, соединительное оборудование, шланги и т. д. Также важно, чтобы запасной вентилятор имел размер и мощность, соответствующие размеру моторного отсека и трюмной зоны.
Уход за трюмной вентиляцией
Существует два типа систем вентиляции: естественная и принудительная. Система естественной вентиляции имеет входное отверстие, расположенное на внешней поверхности корпуса судна, которое проводит воздух из атмосферы внутрь и перемещает его по всей области палубы во время движения. Когда воздух проходит через трюм, он уносит выхлопные газы двигателя через выхлопной канал, обращенный к корме. При принудительной вентиляции используют электрические вентиляторы, воздуховоды, выпускные отверстия и шланги.
Вот несколько советов, которые помогут вам сохранить вентиляционную систему трюма и сам трюм в порядке:
- Убедитесь, что все зажимы и фильтры на двигателе герметично закрыты, осмотрите шланги и ремни на наличие трещин;
- При замене шлангов убедитесь, что они имеют правильную длину. Слишком длинные или растянутые могут повредиться;
- Поместите маслопоглощающую прокладку под двигателем и впитывающий фильтр вокруг трюмного насоса;
- Для очистки трюма от масла используйте специальные средства;
- Альтернативой ручной уборке может стать встроенный трюмный фильтр, который удаляет топливо и масло из воды, не ограничивая работу насоса, обеспечивая чистый слив;
- Следите за тем, чтобы все вентиляционные отверстия, кожухи и т. д. были свободны, а каналы под палубой не были заблокированы или повреждены;
- Для систем вентиляции с электроприводом проверьте работоспособность воздуходува и при необходимости замените изношенные детали новыми.
На лодках с дизельным двигателем вентиляция моторного отсека менее важна, поскольку пары дизельного топлива гораздо менее горючи, чем пары газа. Однако дизелям нужно огромное количество воздуха. Воздуходувы увеличивают объем воздуха, поступающего в двигатель.
Проблемы с окисью углерода
Вентиляция трюмного отсека должна быть направлена на борьбу с «бесшумным убийцей» – угарным газом. Бесцветный и не имеющий запаха, этот газ является результатом неполного сгорания бензина или дизельного топлива. CO контролируется постоянным потоком свежего воздуха по всей лодке. Воздействие угарного газа является кумулятивным – даже в низких концентрациях он может накапливаться в крови и со временем вызвать серьезные проблемы со здоровьем или даже смерть.
Угарный газ становится опасным, когда накапливается внутри корпуса. Для лодок с центральной консолью, понтонных, маломерных и судов с открытой палубой угарный газ не является критической проблемой, поскольку здесь есть постоянный приток свежего воздуха.
Однако на лодках с внутренним мотором, кормовыми дисками и каютами эта проблема находится на первом месте. Выхлопные газы могут попасть в каюты через любое отверстие, особенно при движении с потоком ветра, который выталкивает выхлопные газы в закрытые помещения. Открытый люк или окно, выходящее на переднюю палубу, позволяет свежему воздуху рассеивать угарный газ.
Чтобы устранить опасность отравления угарным газом, соблюдайте простые меры безопасности:
- Установите специальный датчик угарного газа в местах потенциального скопления;
- Изучите и запомните симптомы отравления угарным газом. К ним относятся головная боль, тошнота, обморок, сонливость или головокружение. При возникновении малейшего подозрения на отравление, отведите человека на палубу на свежий воздух. Проверьте целостность выхлопной системы и вентиляции;
- Перед каждым рейсом при работающем двигателе проверяйте герметичность выхлопной системы и визуально проверяйте точки соединения на наличие повреждений, коррозии и т.д.;
- Убедитесь, что люки и окна работают исправно;
- Убедитесь, что отверстия вентиляционной системы работают правильно и не заблокированы;
- Избегайте плавательных платформ или плавания вокруг лодки, когда работает двигатель или генератор;
- Всегда поддерживайте лодку на пиковой производительности, чтобы снизить риск производства CO.
Заключение
Если вы стали счастливым обладателем яхты или катера, то одной из главных задач станет обслуживание системы вентиляции, прежде чем отправляться в плавание. Пренебрежение проверкой воздуховодов перед запуском двигателя может привести к смерти или серьезным травмам пассажиров и повреждению судна, а также окружающих лодок и доков.