Помимо расконсервации лодочного мотора любое судно необходимо тщательно подготавливать к плаванию. Безусловно, уровень подготовки катера или яхты разнится от того, в какое плавание вы отправляетесь: по месту или в дальнее крейсерское. Однако существует ряд определенных условий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы плавание прошло без происшествий, оставив после себя только приятные воспоминания.
1.Проверка корпуса яхты и оснастки. Конечно же, любой владелец яхты ухаживает за своим судном, ремонтирует его и поддерживает в надлежащем состоянии. Однако перед выходом на воду рекомендуется проверить целостность корпуса яхты и всю ее оснастку дополнительно. Мачта, такелаж, паруса (если у вас парусная лодка) и мотор (если модель – моторная) должны быть в идеальном состоянии. Плохо или неправильно настроенный такелаж, потянутые паруса и кривая мачта – все это может отрицательным образом сказаться на скорости, маневренности и управлении судном. Особое внимание уделите прочности и целостности креплений стоячего такелажа: талрепы, мочки, карабины, всевозможные скобы и оковки. В противном случае при движении под парусами или на высоких скоростях крепление может дать отдачу, что повлечет за собой крупные неприятности – например, поломку мачты.
Если вы счастливый обладатель парусной лодки, то заранее позаботьтесь о парусе: разверните его в полный размер и тщательно проверьте на целостность и прочность все стежки, устраните имеющиеся потертости, обработайте при необходимости кромку паруса. Если парус растянут и больше похож на мешок, а не на ровное полотно, то его лучше заменить.
Для тех, чье судно снабжено мотором, также не стоит полагаться на удачу – тщательно проверьте железное сердце своей яхты. Проследите, чтобы уровень масла и охлаждающей жидкости был достаточным, запустите яхту, чтобы проверить, насколько хорошо и правильно работает система охлаждения. Также в обязательном порядке необходимо проверить натяжение ремня генератора и убедиться в том, что яхта имеет ход вперед и назад.
Имеющуюся на борту электронику также необходимо подвергнуть тщательной проверке: включите все приборы на панельной доске по очереди, проверьте главный выключатель батарей и уровень их зарядки, а также эхолот и картплоттер, если таковые имеются в кокпите.
2. Экипаж и гости. Если вы отправляетесь в крейсерское (другими словами – дальнее) плавание, то команда должна состоять минимум из двух смен – это необходимое условие для того, чтобы во время отдыха одной смены другая следили за курсом, показаниями приборов и т.д. Капитаном может быть только тот, кто имеет специальную квалификацию и документы, удостоверяющие право на управление судном. Каждый член экипажа имеет свои обязанности, соблюдение которых должно быть неукоснительным. Все люди на борту, будь то члены экипажа или пассажиры, должны иметь при себе документы, подтверждающие их личность, особенно если во время плавания вы будете пересекать границы других государств.
3. Продукты и аптечка. На яхте, в независимости от обстоятельств, желательно иметь запас чистой питьевой воды и сухой паек по количеству человек – на случай непредвиденных ситуаций. Сюда могут входить тушенка, галеты и хлебцы, сушки, шоколад, протеиновые или злаковые батончики. Фрукты, овощи, мясные, рыбные и другие скоропортящиеся продукты брать в плавание в качестве ИРП не следует.
4. Дополнительное снаряжение. Сюда входят спасательные круги и жилеты, свистки, фонари, power bank, ласты, маска и т.д. Более подробно о том, что нужно взять с собой на яхту можно прочитать в нашей статье.