Тик – отличный материал для палубы на катере или яхте. Тик обеспечивает непревзойденное сцепление с палубой, даже когда она мокрая или находится под углом. Поэтому владельцы судна так тщательно следят за ее состоянием. Хотя это потенциально очень долговечный материал, без должного ухода тиковая палуба может очень быстро испортиться, оставив владельцу значительный счет за ее ремонт или замену.
Самая большая проблема заключается в том, что великолепный потертый вид, который мы видим на фотографиях суперяхт и классических судов, в буквальном смысле слова изнашивает палубу – до 1 мм толщины в год. Дело в том, что, хотя древесные зерна очень твердые, волокна между ними мягкие и легко стираются. Ниже мы подобрали основные советы и рекомендации о том, как ухаживать за тиковой палубой.
1. Бережное отношение
Это самое первое правило для владельцев тиковых палуб. Не стоит чистить палубу жесткими щетками и оставлять ее на солнце на долгое время. Все, что вам нужно – регулярное мытье палубы чистой водой. Такой уход не удаляет с поверхности выделяющееся древесное масло. Поэтому палуба всегда будет естественного цвета с легкой серебристо-серой патиной. Если вы все же решили тщательно отмыть палубу, то используйте щетку с самой мягкой щетиной, орудуя ею поперек волокон. Это сведет к минимуму удаление мягких волокон между зерном и значительно снизит скорость износа. Жесткие щетки и мойки высокого давления приведут к повреждениям в структуре древесины.
2. Регулярный осмотр
Если вы вовремя заметите первые признаки повреждений палубы, вы сможете устранить их, сохранив целостность покрытия. Тщательно осматривайте палубу на регулярной основе. Если вы заметите хоты бы один из признаков износа, немедленно приступайте к ремонту:
- осыпавшиеся и негерметичные швы;
- движение деревянных заглушек под головками;
- царапины;
- трещины в древесине.
Чем масштабнее эти проблемы, тем ближе конец вашей чудесной тиковой палубы. Небольшие проблемы, как правило, легко и быстро исправить. Делать это нужно как можно скорее, не ожидая зимнего ремонта.
Трещины в древесине можно вскрыть с помощью небольшого долота или инструмента типа дремели. Затем просушить его и заполнить эпоксидным наполнителем. Рыхлая конопатка должна быть выбрана, пораженный участок очищен до чистого дерева и законопачен заново.
Старые палубы, которые крепятся к корпусу винтов, тщательно проверяйте толщину палубы над головками креплений и винтов. Изнашиваясь, эти места становятся очень тонкими, поэтому крепление может выпасть. К тому же такие повреждения выглядят весьма неприглядно внешне и могут стать причиной проникновения воды под палубу и внутрь корпуса. Чтобы избежать этого, удалите винт, просверлите новое отверстие на 2-3 миллиметра ниже. Новая, более толстая пробка из тикового дерева может быть приклеена на место над головкой винта.
Если ваша палуба не была полностью затоплена, вы можете дать ей второе дыхание и вернуть прежний вид. Для этого начните с гладкой шлифовки, затем удалите всю чеканку, используя фрезу, чтобы сделать паз между досками на 2-3 мм глубже, чем оригинал. Это даст достаточную глубину для успешного крепления новой чеканки. После нанесения герметика палубу необходимо снова отшлифовать, чтобы удалить все неровности.
Бережный уход, регулярная проверка и своевременный ремонт помогут продлить срок службы вашей палубы на 5-10 дополнительных лет.