Пробоина, царапина и любое другое повреждение корпуса катера или лодки из стеклопластика выглядит некрасиво. Помимо этого оно несет в себе опасность – через поврежденный корпус в судно может попасть вода. К счастью, эта беда легко поправима – вы можете самостоятельно в домашних условиях восстановить корпус своего судна.
Чтобы отремонтировать стеклопластиковый катер вам понадобятся:
- Инструменты: дисковая шлифовальная машина или электрическая дрель с шлифовальным диском, шлифовальная насадка для шлифовального станка или дрели, ножницы, емкость средних размеров,размешиватель, кисти и шлифовальный блок.
- Материалы: шлифовальные круги среднего размера, мягкая ткань, ацетон, светлый картон, пластиковая упаковка, изоляционная лента; комплект для ремонта стекловолокна из полиэфирной смолы, полиэфирная смола и отвердитель, 285 грамм ровинга, 190 грамм стекловолокна. Для заключительных этапов обработки у вас должна быть наждачная бумага разной зернистости для сухого и влажного ошкуривания, гелевое покрытие в тон корпусу и автомобильный воск.
В зависимости от размера повреждения на восстановление вам может понадобиться до двух дней.
Чтобы результат был более надежный, комплект для ремонта стекловолокна из полиэфирной смолы и гелевое покрытие приобретайте от производителя лодки.
Чтобы “заплатка” хорошо легла на поврежденную площадь, обработайте края отверстия: устраните все зазубрины и неровности, края отшлифуйте дисковой шлифовальной машиной или электрическим сверлом с шлифовальным креплением и шлифовальным диском среднего размера. После этого обработайте внешний край так, чтобы он был на 5-8 сантиметров шире, чем внутренний край. Это обеспечит повышенную прочность при склеивании материала. Когда отверстие полностью отшлифовано, снимите пыль и стружку мягкой тканью и обезжирьте поврежденную область ацетоном.
Чтобы контур заплатки соответствовал форме корпуса, вырежьте шаблон из тонкого картона. При этом делайте “припуск” на 5-8 сантиметров к основному контуру. Заготовку положите на кусок полиэтиленовой пленки и поместите их на отверстие с внутренней стороны корпуса. Осторожно согните картон так, чтобы он соответствовал кривой корпуса, и плотно закрепите его на месте с помощью изоляционной ленты.
Изогнутый картон должен точно соответствовать контуру корпуса, иначе заплатка будет держаться хлипко.
Следующим шагом идет подготовка материала для самой заплатки. Заполните отверстие ровингом по всей толщине корпуса. Первый его слой по размеру должен соответствовать внутреннему диаметру отверстия в наименьшей точке. Каждый следующий слой вырезайте немного большим по размеру. Самый верхний слой должен быть вырезан из стеклоткани.
Затем разложите все заготовки по порядку на чистой сухой поверхности рядом с лодкой. Из набора для ремонта стекловолокна смешайте полиэфирную смолу и отвердитель в пропорциях, указанных производителем. При изготовлении смеси помните, что она затвердевает очень быстро – в течение получаса. Поэтому готовьте небольшими порциями. Температура окружающей среды также имеет значение: оптимальной считается не менее 16°C.
Положите первый, самый маленький кусок ровинга на рабочую поверхность и быстро нанесите на него смесь полиэфирной смолы с отвердителем при помощи небольшой кисти, слегка надавливая ею ровинг, чтобы он полностью пропитался смолой. Он должен быть влажным, но не мокрым. Далее установите его в отверстие в корпусе. С помощью кисти разровняйте материал – двигайтесь от центра к краям. Повторите эту процедуру с остальными кусками ровинга. После того, как отверстие заполнено, положите сверху заплатку из стекловолокна и нанесите на нее смолу с помощью кисти. Оставьте лодку на просушку – для этого вам потребуется не менее 8 часов, более точный срок смотрите на банках со смолой или отвердителем.
Когда заплатка полностью высохла, удалите картонную подложку изнутри корпуса. Удалите все неровности на поверхности и, при необходимости, отрегулируйте контур с помощью шлифовальной машины или электрической дрели с шлифовальной насадкой и шлифовального диска среднего размера. Не зарывайтесь вглубь – достаточно сгладить область, чтобы точно соответствовать контуру корпуса. Затем вручную обработайте это место шлифовальным блоком с мелкозернистой влажной или сухой наждачной бумагой.
Обработанную область очистите от пыли и стружки мягкой тряпкой, поверхность обезжирьте ацетоном. Приготовьте гелевое покрытие так, как указано в инструкции от производителя. Нанесите тонкий слой на область заплатки. Затем аккуратно положите сверху кусок полиэтиленовой пленки и аккуратно разровняйте ее, чтобы удалить все складки и пузырьки. Пленка должна полностью покрыть обработанную гелем площадь, иначе он не высохнет.
Дайте гелевому слою высохнуть – для этого вам потребуется не менее 8 часов, более точный срок указан изготовителем. Когда слой геля полностью высохнет, отделите пленку – поверхность должна быть очень гладкой. Аккуратно отшлифуйте область мелкозернистой влажной или сухой наждачной бумагой, чтобы удалить лишнее покрытие и выровнять контур заплатки.
Используйте наждачку с очень мелким зерном и достаточное количество воды – так вы предотвратите появление царапин на гелевом покрытии.
Наконец, тщательно очистите отремонтированную область корпуса влажной тканью. Для полировки нанесите на поверхность специальный гель и с помощью шлифовальной машину отполируйте корпус. Результат полировки закрепите слоем автомобильного воска на поверхности корпуса.