Каждый капитан парусного судна знает, что паруса соответствуют типу лодки и оснащения. То, как они используются в различных условиях, также является важным фактором. Понимание того, какие паруса лучше использовать в зависимости от ситуации, может сделать отдых на яхте более спокойным и удобным, а гонку – более быстрой и захватывающей.
Краткая история паруса
С самого начала своего существования паруса изготавливались из натуральных материалов: лен, конопля или хлопок. Как и любое натуральное волокон, лен был подвержен плесневению, быстро выцветал и терял свою прочность под воздействием ветра и морской воды. Позже, в XIX веке, лен был заменен хлопком. И только в конце ХХ столетия синтетические ткани полностью вытеснили натуральные. В настоящее время паруса изготавливаются из синтетических волокон – от недорогого нейлона и полиэстера до дорогого углеволокна.
Различные типы синтетической ткани используются для различных типов парусов, лодок и типов парусного спорта. Современные парусные ткани включают дакроновые, нейлоновые и ламинированные волокна с почти неограниченными вариациями и комбинациями.
Типы тканей для паруса
Нейлон: легкий материал с высокой прочностью на разрыв, превосходной износостойкостью и гибкостью. Эластичный по своей структуре, он хорошо поглощает удары, поэтому наиболее часто используется в спинакерах, мешковатых, разноцветных парусах, используемых для перемещения лодки по ветру. Нейлон подвержен ультрафиолетовому и химическому разложению, также его свойства могут изменяться вследствие поглощения влаги.
Полиэстер (дакрон): наиболее распространенный тип парусной ткани с отличной упругостью, высокой стойкостью к истиранию и ультрафиолетовому излучению, высокой прочностью на изгиб и низкой стоимостью. Низкая впитывающая способность позволяет волокну быстро высыхать. Дакроновые паруса могут прослужить вам до 10 лет, если держать их подальше от сильных ветров.
Кевлар: его чаще других используют для парусов гоночных яхт. Кевлар прочнее, имеет более высокое отношение прочности к весу, чем сталь, и более высокий модуль, чем дакрон. Однако теряет свою прочность при изгибе и складывании, плохо противостоит ультрафиолетовому излучению.
Спектра: сверхвысокомолекулярный полиэтилен с высокой устойчивостью к ультрафиолетовому излучению, высоким начальным модулем упругости, прочностью на изгиб и превосходной прочностью на разрыв. Со временем Spectra подвержен удлинению при постоянных нагрузках, что меняет его форму. Из-за возможности изменения формы материал обычно используется для спинакеров на высокопроизводительных лодках.
Дайнема: Подобно спектра, дайнема набирает популярность. Эта ткань сочетает в себе высокое отношение прочности к весу с превосходными характеристиками прочности на растяжение, истиранию и стойкости к ультрафиолетовому излучению
Майлар: полиэфирная пленка из полиэтилентерефталата. Как правило, майлар дополнительно ламинируется и обеспечивает высокую прочность на разрыв и стабильность размеров. Майлар широко используется в гоночных парусах.
Углеродное волокно: высокомодульное волокно, изготовленное из углерода, практически не подверженное воздействию ультрафиолета с исключительно низким растяжением. Паруса из углеродного волокна чрезвычайно долговечны и гибки, но дороги.
Ламинированные ткани: как правило, ламинации подвергают майлар, дакрон, кевлар или карбон. Ламинированные ткани легче, прочнее, имеют меньшую растяжимость, но и стоят значительно дороже всех остальных типов парусной ткани.
Как выбрать новый парус
Если говорить о гоночных парусах, то их следует менять минимум раз в год, поскольку они регулярно подвергаются большой нагрузке в течение длительных периодов при не всегда благоприятных погодных условиях. Поэтому длительное их использование (из года в год) крайне не рекомендуется. На прогулочных яхтах паруса можно менять намного реже – в среднем этот период составляет 7-10 лет.
При выборе нового паруса стоит помнить, что дешево – не всегда лучший выбор. При ценообразовании учитывается материал, из которого парус создан, тип паруса и т.д. Если вы недостаточно хорошо разбираетесь в этом, при выборе обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Обязательно сообщите ему тип вашего судна, размеры парусной оснастки и т.д.
Оценивая парусную ткань, учитывайте следующие особенности:
- Модуль упругости: упругое сопротивление растяжению. Чем выше этот показатель, тем лучше для паруса;
- Прочность на растяжение: чем выше показатель, тем выше его прочность на разрыв;
- Крип: этот показатель отвечает за свойство нитей удлиняться под нагрузкой. Материал с высоким показателем может иметь превосходный модуль, но со временем потеряет свою форму;
- Количество нитей: чем выше, тем лучше;
- Стоимость.
Заключение
Приобретение нового паруса является серьезной инвестицией – перед покупкой необходимо рассмотреть множество деталей. Если вы потратите время на то, чтобы детально изучить всю имеющуюся информацию по выбору паруса и будете в курсе последних новинок, вы сможете найти оптимальное решение по выгодной цене. Самое главное, что стоит помнить при выборе паруса – скупой платит дважды. Поэтому выбирайте парус не по цене, а по качеству.