Лодка для волка с Уолл-стрит
Парусник был построен в 1931 году в Киле на верфи Germania-Werft (где за десять лет до этого спустили на воду барк Magdalene Vinnen II, позже переименованный в «Седов»), принадлежащей Krupp Family Shipyard. На воду его спустили под именем Hussar. Начавшийся в 1929 году экономический кризис был в самом разгаре, однако, похоже, эти проблемы совершенно не коснулись одного из богатейших брокеров с Уолл-стрит — Эдварда Хаттона (Edward Francis Hutton). Именно по его частному заказу начали создавать парусник.
Рассказывая о Hussar по-русски, пожалуй, корректно будет сравнить его скорее со спущенным для грузовых перевозок в 1926 году в Германии барком «Падуя», известным нам сегодня под именем «Крузенштерн». Один из главных российских парусников всего на пять метров больше Hussar, а его мачты всего на полтора метра выше. По ширине же американский парусник на метр превосходит российский. Уже упомянутый барк Magdalene Vinnen II («Седов») сравним с Hussar по ширине, но гораздо длиннее — 117 метров.
Жена Хаттона Марджори Пост (Marjorie Merriweather Post) активно участвовала в разработке дизайна парусника в известном нью-йоркском конструкторском бюро Gibbs and Cox. На продумывание всех деталей у Марджори ушло как минимум два года. Она даже арендовала в Бруклине склад, где расчертила на полу планировку палуб в масштабе 1:1 и полностью «моделировала» интерьеры восьми жилых кают.
Когда Hussar был готов, их в точности перенесли на борт. Барк стал самым большим, дорогим и красивым из 22 роскошных судов, построенных Germania-Werft с 1923 года.
Hussar был построен с одной целью — перевезти чету Эдварда и Марджори, не вырывая их из привычной роскошной обстановки, туда, где их хотели видеть, вне зависимости от причин. Это могли быть как бизнес-встречи, так и просто путешествия ради удовольствия и приключений. Каждый год Hussar проводил как минимум девять месяцев в море, отправляясь то на Галапагосы, то на Гавайи, то в Средиземное море.
Резиденция американского посла в Советском Союзе
Беззаботная жизнь продлилась недолго. У пары начался кризис, и в августе 1935 года супруги развелись. Hussar отошел Марджори. Теперь уже бывший муж, зная, что та всем сердцем любит парусник, отписал его ей на следующий же день после расставания.
Перерегистрировали яхту под именем Sea Cloud. Чтобы ничто не напоминало о разводе, Марджори основательно переоборудовала каюты.
В декабре 1935 года Марджори вновь вышла замуж. На этот раз супругом стал ее давний друг, советник президента Вильсона по экономике во время переговоров в Версалепо итогам Первой мировой войны Джозеф Дэвис (Joseph Edward Davies). Впрочем, и в этой роли парусник задержался лишь на пару лет. Политическая обстановка вновь накалялась, выходить в море из Ленинграда из-за растущего числа военных кораблей и подлодок становилось просто опасно. В июне 1938 года Sea Cloud попрощался с СССР и отправился в Стамбул.
На службе у государства
Марджори и ее муж попытались продать лодку до того, как США вступят во Вторую мировую, но не смогли. Спроса на подобные предметы роскоши в тот момент не было. Как и многие другие лодки, Sea Cloud отправилась на фронт в качестве подкрепления. Но к 1942 году этот аргумент больше не мог спасать судно от «призыва».
Береговая охрана арендовала Sea Cloud у владельцев за символический $1. Корпус перекрасили в серый, мачту и бушприт сняли. На борту установили две 76-мм пушки, восемь 40-мм «бофорсов», шестнадцать 20-мм «эрликонов», а также бомбосбрасыватели и бомбомёты, включая реактивные «Маустрап». Очень быстро от некогда роскошной яхты почти ничего не осталось. Под именем IX-99 бывший парусник курсировал в районе Азорских островов и к югу от Гренландии. Кроме того, исполняя роль плавучей метеостанции, лодка каждые четыре часа отправляла данные в Вирджинию.
Когда война закончилась, целая и невредимая Sea Cloud вернулась к своим владельцам. 4 июля 1946 года чета Дэвисов и их семеро друзей взяли курс на Флориду. Мачты еще не успели установить обратно, но зато корпус сиял белизной, а золотой орел вновь украшал нос. В последующие годы парусник курсировал по большей части вдоль восточного побережья США.
Новые паруса удалось заполучить только в 1949 году — в конце войны их было непросто достать даже миллионерам. Всего реконструкция Sea Cloud заняла почти четыре года. Барк с гордостью носил имя самой большой и самого красивой яхты Америки. Одним из самых частых гостей на борту стал друг Джо Дэвиса — лидер Доминиканской республикиРафаэль Леонидас Трухильо Молина (Rafael Leonidas Trujillo).
Плавучий склеп латиноамериканского диктатора
К началу 50-х над Sea Cloud вновь начали сгущаться тучи. Расходы на содержание экипажа из 72 человек росли год от года, а в браке Дэвисов появились ощутимые разногласия. 78-летняя Марджори поняла, что больше не может себе позволить барк и была вынуждена принять решение продать любимую лодку.
Поиск покупателя продлился четыре месяца. Марджори надеялась продать барк Рафаэлю Трухильо, и ее мечта сбылась. В 1955 году Sea Cloud перешла к главе Доминиканы и получила новое имя — Angelita. Диктатор использовал ее в качестве своей постоянной резиденции.
Вновь в заголовки газет барк попал в 1961 году, когда 31 мая заговорщики убили Трухильо. Страна погрязла в революции, а Angelita в это время отправилась в Канны. Судно успело дойти до Канарских островов, когда получило радиосообщение: новое правительство требовало, чтобы команда вернулась в Доминикану. Парусное наследство Трухильо было вновь переименовано (на этот раз в Patria) и выставлено на продажу. Пять лет спустя парусник вернулся в Америку. Покупателем стала корпорация Operation Sea Cruises, базирующаяся в Панаме.
Украденный благородными преступниками
Барку еще раз сменили имя (на Antarna), после чего президент компании Джон Блю (John Blue) отправил его в Неаполь для полноценного ремонта. Когда корабль как раз должен был вернуться, у компании возникли проблемы с финансовой отчетностью перед властями и судно временно оставили в доке.
Это была бы, возможно, самая скучная страница в истории барка, однако на его жизненном пути появилась 26-летняя Стефани Галлагер (Stephanie Gallagher) и ее муж Чарльз. Одержимые идеей создания «Океанских школ», в рамках которых ученики могли бы сочетать классическую учебную программу с морской практикой на большом паруснике, супруги фактически украли Antarna.
Формальным собственником парусника по документам, естественно, оставался Джон Блю, и он был отнюдь не согласен с тем, чтобы его корабль использовали другие люди. Где бы Antarna ни останавливалась, Блю был рядом, чтобы попытаться вернуть свой корабль.
Наконец, подняться на борт в сопровождении полиции и юристов ему удалось в Панаме. Судно обыскали на наличие наркотиков, отрезали от водоснабжения с берега и не оставляли в покое до тех пор, пока Галлагеры не сдались и не покинули барк.
В течение следующих восьми лет из-за судебных разбирательств, призванных установить, кто же все-таки должен владеть Antarna, парусник без движения изнывал от жары и тропической влажности в гавани Колон (Панама). Несмотря на то, что корабль изначально находился в неплохом состоянии, эти годы не прошли для него бесследно.
Возрождение
В конце концов немецкий судовладелец и экономист Хартмут Пашбург (Hartmut Paschburg) вместе с группой гамбургских бизнесменов приобрел барк, возвратил ему имя Sea Cloud и решил вернуть парусник к жизни.
Прежде всего, корабль нужно было перевезти в Европу. Подготовка к трансатлантическому плаванию началась в середине июля 1978 года. В Колон прилетели 38 энтузиастов-мужчин и две женщины. Вместе с помощниками из числа местных жителей они проработали над Sea Cloud до середины октября. 15 ноября под взглядами тысяч людей барк вошел в гавань Гамбурга.
Вскоре стало ясно, что для восстановления парусника потребуется гораздо больше инвестиций, чем предполагалось изначально. Именно там начались по-настоящему масштабные работы по ремонту и реконструкции, длящиеся восемь месяцев.
С тех пор еще один раз серьезные работы на борту проводились только с ноября 2010 по апрель 2011 года на верфи Motorenwerke Bremerhaven (MWB). Тогда Sea Cloud привели в соответствие с нормативами SOLAS (обеспечения безопасности жизни в море). Сделать все необходимое успели как раз к фестивалю парусников в Гамбурге, который прошел в гавани в первой половине мая.
Круизный барк
Сегодня Sea Cloud ходит под флагом Мальты как круизное судно. Чтобы пойти на нем в плавание, достаточно оплатить место в каюте. Зиму парусник проводит на Карибах, а с конца апреля по начало ноября исследует Средиземное море.
Однако остаться на борту в окружении только самых близких людей и почувствовать себя на месте Марджори Пост или Рафаэля Трухильо все еще возможно. На борту можно провести свадебную церемонию, отметить юбилей или день рождения. Если во время стандартного круиза на Sea Cloud находится не более 64 пассажиров (именно столько позволяют 32 каюты), то во время праздника число гостей может достигать 94 человек. Экипаж парусника составляют 60 человек. Руководит командой Sea Cloud сегодня «выпускник» «Крузенштерна» — участник кругосветного плавания в 1995–1996 годов Владимир Пушкарёв.
За предоставленный материал спасибо Анастасии Носовой